?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уже довольно давно размышляю на одну тему, не дающую мне покоя, и никак не могу найти для себя ответ. В общем и целом вопрос звучит примерно так.


VS

Почему в Европе и вообще в Западном мире так популярны восточные учения, практики, да все, что угодно, при практически полном забвении аналогичных, но гораздо более близких западных?  

Современный западный мир практически полностью вырос из античных греческих и римских корней. Почему, в таком случае, человек западный отдает предпочтение Ведам, а не Платону и Аристотелю, медитациям, а не изучению логики, йоге, а не пятиборью, рису и суши, а не сыру и оливкам (продолжать можно долго)? Что такое есть в восточной культуре, чего нет в греко-римской? Зачем влезать в чуждую традицию, если родственная остается неизученной, а ее потенциал -- нереализованным? 

Можно привести как аргумент тот факт, что современная Греция -- это всего лишь курорт и шубный шоппинг, и ничего более, а Рима так вообще не осталось в его прежнем виде, но ведь и Индия сейчас представляет собой антисанитарную помойку, годную только на производство тупых кодеров для IT-гигантов, а Китай уже давно не та страна, в которой жили по принципам Конфуция (все это условно и преувеличено, но смысл ведь понятен?)

Интересен еще один момент. Среди "увлекающихся Востоком" сильно до фига фанатиков разной степени тяжести, но почему-то таковых практически не наблюдается среди тех, кому интересна античная культура Европы. В чем тут дело? 

У меня нет ответа на эти вопросы. Может быть, у вас есть?

Comments

( 96 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
quasi_genie
Dec. 6th, 2010 10:13 am (UTC)
почти офф-топом выскажусь,
поскольку нечего сказать по сути -
так я в едальном смысле лепту привнесу:
мне равно нравятся оливки, сыр и суши -
а тофу не люблю сильней, чем колбасу :)

*пришла, нахулиганила, ушла))*
chinz
Dec. 6th, 2010 10:14 am (UTC)
Re: почти офф-топом выскажусь,
Ай маладца! :)
gevella
Dec. 6th, 2010 10:13 am (UTC)
потому что мы кавайные!!! ^ _ ^
 
chinz
Dec. 6th, 2010 10:16 am (UTC)
*Глядя на юзерпик* Вот я так и знала, что большинство только про еду прочитает :)))

Ну а если серьезно, то вся эта кавайность имеет такое же отношение к восточным традициям, как кукла-барби -- к античным.
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 11:24 am (UTC) - Expand
Вот тебе за это) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
А мне-то что? :) - chinz - Dec. 6th, 2010 11:42 am (UTC) - Expand
Re: А мне-то что? :) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
ой. - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 11:56 am (UTC) - Expand
Re: ой. - chinz - Dec. 6th, 2010 12:02 pm (UTC) - Expand
chupadore
Dec. 6th, 2010 10:17 am (UTC)
Восточная представляется более экзотической, а потому "необычной". Кроме того, западная требует честности перед собой и активной гражданской позиции - это страшит хомячков. Восточная (изначально отрицающая чудовищный деспотизм государства) строится на отказе от взаимодействия с внешним миром и углублении в себя.
chinz
Dec. 6th, 2010 10:25 am (UTC)
Насчет активной гражданской -- я бы поспорила, те же киники, к примеру, совершенно к ней не были склонны. А со всем остальным полностью соглашусь.
gevella
Dec. 6th, 2010 10:21 am (UTC)
если серьезно, то я и сама не раз думала на эту тему.
мницца мне, что дело в пиаре, ведь "увлекаются" именно тем, что предлагают навязчиво или не очень.
плюс играет роль некоей экзотичности и таинственности, ведь античную культуру нам всем жевали с 5го класса по всем предметам. то ли дело загадошная Индия с ее непонятными культами и Китай с Японией, которые мы знаем только по фильмам.
ну примерно так.
chinz
Dec. 6th, 2010 10:28 am (UTC)
Если в пиаре, то кому-то это выгодно? Кому? Хозяевам йогических школ, продавцам кришнаитской литературы? Не знаю, не знаю...Хотя то, что Восток пиарят, а Запад совсем нет -- это медицинский факт, тут ты права. И с экзотикой права, безусловно.
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:38 am (UTC) - Expand
простите, вырвалось) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 12:30 pm (UTC) - Expand
Re: простите, вырвалось) - gevella - Dec. 6th, 2010 01:45 pm (UTC) - Expand
Re: простите, вырвалось) - earlyhawk - Dec. 6th, 2010 01:46 pm (UTC) - Expand
buddha239
Dec. 6th, 2010 10:27 am (UTC)
Собственно, на Западе суши как раз не суперпопулярны.:)
chinz
Dec. 6th, 2010 10:29 am (UTC)
Зато китайские рестораны и индийские -- плюнуть некуда, обязательно в такой попадешь.
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddha239 - Dec. 6th, 2010 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - kpematop11 - Dec. 6th, 2010 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buddha239 - Dec. 6th, 2010 05:14 pm (UTC) - Expand
drsvetlana
Dec. 6th, 2010 10:27 am (UTC)
Мне кажется, мода тут решает многое. И не просто мода на Восток, а мода на непохожесть. А что может быть более непохожим на западную культуру? А фанатики - они во всем есть - одни слингомамы чего стоят?
chinz
Dec. 6th, 2010 10:32 am (UTC)
Это тогда даже не мода, а стремление выделиться, так? Но я бы сказала, что сейчас уже легче выделиться, практикуя традиционную античную культуру, потому как Востоком уже занимаются все, кому не лень :)

Фанатики везде, я в курсе, но ты видела хоть раз человека, который бы с пеной у рта отстаивал идеи пифагорейцев? А всяких йгов-кришнаитов таких -- сколько угодно.
(no subject) - drsvetlana - Dec. 6th, 2010 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - gevella - Dec. 6th, 2010 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:52 am (UTC) - Expand
ecilop1
Dec. 6th, 2010 10:36 am (UTC)
а про низкопоклонство античного Запада перед мистикой Востокой ты тож забыла.
Тяга к альтернативной новизне плюс наличие логического мышления творит чудеса.
chinz
Dec. 6th, 2010 10:41 am (UTC)
Нет, почему же, пифагорейцы и все такое. И если дальше посмотреть -- и арабскую науку зохавали и не поморщились. Но ведь именно зохавали в обоих случаях, переварили и использовали. Ни на секунду не отклоняясь от собственного пути.

А современные востокопоклонники действуют строго наоборот -- тяга к новизне есть, а логического мышления ноль.
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - chinz - Dec. 6th, 2010 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ecilop1 - Dec. 6th, 2010 10:48 am (UTC) - Expand
killpat
Dec. 6th, 2010 10:37 am (UTC)
Антересно, а есть ли на востоках проявления западопоклонничества? Штоб чтили средневековую культуру, играли в завоевание Америк или в викингов там, сообщества любителей французской кухни или пиццы наконец. Какие просторы открываются, однака
chinz
Dec. 6th, 2010 10:42 am (UTC)
Есть, канешн. На современную Японию посмотри, и все станет ясно.
leah_tln
Dec. 6th, 2010 10:51 am (UTC)
Посижу-послушаю, т.к. меня тоже эта "мода" удивляет.

Удивление началось лет так 20-25 назад, когда моя мама млела и таяла от всего узбекского, грузинского или азербайджанского. Только тогда был плов, пряности (которых в Таллине практически было не найти), стихи восточных авторов (естественно, в переводе), суфийские учения и пр, чего сейчас уже и не вспомню.

Ага, мне ближе маслинки, сыры, кухня Средиземноморья и Франции. На тему пифагорийцев писала длинные доклады, короткие эссе и заметки в стенгазету маткласса.
chinz
Dec. 6th, 2010 10:56 am (UTC)
Все-таки дело в экзотике, наверное...

Меня вот на экзотику не тянуло никогда и ни в чем, от еды до секса, от кино до философии. Я не люблю чужое, чуждое.
earlyhawk
Dec. 6th, 2010 11:06 am (UTC)
Вот Платов порадуется, да =)
chinz
Dec. 6th, 2010 11:11 am (UTC)
Re: Вот Платов порадуется, да =)
Я, кстати, Платову в своем посте не противоречу ни на грамм. Несовпадения -- да, есть, противоречий -- нет. Если это не очевидно -- значит, я разучилась говорить.
serebryakovaa
Dec. 6th, 2010 11:52 am (UTC)
Пророка нет в своем отечестве
Давным-давно в самом конце 80-х годов прошлого века учился на факультете журналистики молодой человек из Индии. Звали его Ману. Нам он казался очень взрослым, ему было аж 26 лет, против наших 18. В Москву он приехал после Лондона и Нью-Йорка, жизнью и учебой откровенно наслаждался, обожал нашу великолепную (по его признанию) природу и женщин. О природе просто гимны был готов парень слагать!
-Но Индия?... – вопрошали мы.
-Красивее золотой осени ничего в мире нет! – стоял на своем стойкий индус.
О себе Ману неизменно сообщал, что он космополит, и ценит западный прагматизм. Нам он беззастенчиво лгал о своем происхождении, мол, он из касты неприкасаемых и все такое.
Он носил европейское платье, одевался по сезону, (не помню у него ни единой восточной бирюльки), и откровенно морщился на все вечеринки, устраиваемые землячеством, будь то народные танцы или демонстрация традиционного индийского костюма. О кино индийском я просто молчу. Он не знал ни единого имени, а может просто знать не хотел. То есть текстик бессмертной песенки «Джими! Ача-ача!» переписать не мог. Манну с наслаждением углублялся в творчество Тарковского, Толстого и Бондарчука-старшего.
В его комнате в общаге мы увидели гигансткий плакат Будды, играющего на флейте. Увы, плакат принадлежал студенту из Кореи…
Я помню, что от меня он выслушивал лекции не только о велеречивости Пушкина, но и о Кришне. Друг Артем поведал манну о ТАРО – древнем знании, пришедшем к нам из Индии. От друга Тимура, изучающего Веды и прочие древние книги, он «как бы случайно» услышал о законах царя Ману – подобные родовые имена остаются неизменными из поколения в поколение. Пришлось нашему «неприкасаемому» признаваться, что он из семьи брахманов.
К чему я все это? Манну был весь ориентирован на Запад. Все эти наши восторги от йоги, мантр и прочего выслушивал в лучшем случае с любопытством, некоторые вещи он, как казалось, слышит впервые, а что-то вызывало у него раздражение.
Ну, скажем, когда кто-то взахлеб рассуждал про омовение в священных водах Ганга, Ману с гневом нас осадил: «Ганг – это сточная канава нынче!».
И все равно мы не сдавались. Рассказывали ему, индусу, про Индию. Он спорил: «Ну, вот ты станешь надевать старинный русский костюм? Как бабка старая?».
-Тебе же все русское нравится!
-Да. Посмотреть на такой костюм приятно. Но как его носить в нынешних условиях? Жизнь выбирает лучшее.
Годы шли, и он вдруг оценил свое, родное: «Знаешь, эти мужские традиционные юбки выглядят так сексуально! Я как-то не обращал внимания раньше! Приеду домой, обязательно попытаюсь так одеваться!».
-А как же лучшее? Жизнь же выбирает лучшее! Сам так говорил.
-Так у нас 40 градусов жара, а юбки эти из чистого льна и шелка. А дурак был, когда в джинсах парился.
Все-таки он уехал к себе домой. Родители женили его, как и положено, на подходящей девушке из касты брахманов. Свою единственную дочь он назвал Ирина. Занимается журналистикой. Пишет хокку в свободное время.
На сайтах обычно называет себя – «Индус с русскою душой».
chinz
Dec. 6th, 2010 12:23 pm (UTC)
Re: Пророка нет в своем отечестве
Отличная история. Очень показательно, да и рассказано здорово. Спасибо!
mag_dead
Dec. 6th, 2010 02:13 pm (UTC)
Восток - дело тонкое....
Попробую обьяснить символьно.

Есть два здания, одно с колонадой, другое с барельефом.
приходят туристы.
Сначала фоткают колонны, тупо по очереди. обычно на фоне себя.
Потом подходят к барельефу, и долго вдоль него лазят. Дольше чем возле колонн.
почему? потому что барельеф сцуко непонятный. Колонны они тоже КОЛОННЫ, можно даже сказать столпы! Но у них есть обьём, высота, в конце концов геометрические пропорции. А барельеф, не померить не обхватить, не зафоткать целиком. Вот и ползають бедненькие пока на автобус не позовут.

Добавим экскурсовода. Тот расказав, достаточно про колонны, переходит к барельефу. И что он говорт? Ну про какие-то куски, про то что высечен он из единой плиты. Акцентирует внимание на некоторых приятных его глазу деталях.
туристы орут "ааа мы теперь всё знаем про колонны!" И опять же идут к барельефу.

Изредка приходят архитекторы ценители, но их мало, и статистика по ним, неблагодарное дело.

зы а на самом деле, за барельефом хорошо сидеть в ветер, а под колонадой в жару. вот как-то так.
chinz
Dec. 6th, 2010 02:17 pm (UTC)
Re: Восток - дело тонкое....
Недурно. И очень понятно.

ЗЫ. Что-то приват глючит, отвечу тут. Никто не сталкивался из знакомых, увы. Но все думают, что надо подождать пару месяцев, не больше, а потом опять к доктору.
Re: Восток - дело тонкое.... - chinz - Dec. 6th, 2010 02:31 pm (UTC) - Expand
Кстати о Востоке - chinz - Dec. 6th, 2010 03:15 pm (UTC) - Expand
и этот ответ я знаю - mag_dead - Dec. 6th, 2010 03:25 pm (UTC) - Expand
Re: и этот ответ я знаю - chinz - Dec. 6th, 2010 03:33 pm (UTC) - Expand
подожди, подожди... - mag_dead - Dec. 6th, 2010 03:49 pm (UTC) - Expand
Re: подожди, подожди... - chinz - Dec. 6th, 2010 03:55 pm (UTC) - Expand
нееее - mag_dead - Dec. 6th, 2010 04:12 pm (UTC) - Expand
Re: нееее - chinz - Dec. 6th, 2010 04:23 pm (UTC) - Expand
4x
Dec. 6th, 2010 03:05 pm (UTC)
Не знаю.
Индийская хрень меня никогда не интересовала, китайская тоже, впрочем.
А вот историю Рима я читал с интересом.
chinz
Dec. 6th, 2010 03:13 pm (UTC)
Вооот!
Меня интересовала "по долгу службы" -- нам нельзя было не знать Восток, все-таки философский факультет. Но не покидало ощущение, что это -- Чужое. Интересное, но совсем не моё.
Re: Вооот! - 4x - Dec. 6th, 2010 03:47 pm (UTC) - Expand
Re: Вооот! - chinz - Dec. 6th, 2010 03:52 pm (UTC) - Expand
filosof_sobaka
Dec. 6th, 2010 04:40 pm (UTC)
можно уточнить:
не Ведам (с комментариями) они отдают предпочтение, а "книжкам" для одержимцев всех видов. и харизматичным гуру (ми-ми-ми, няшечки),
а вот логичность и стройность мысли Платона может очаровать только человека, который обладает рациональным мышлением, способен сомневаться и выстраивать сложные конструкции.
Хотя опять же - ранние платоновские диалоги - просто приятно читать (равно как и асмусовскую античную философию)

а на самом деле я готовлюсь завтра проводить семинар по "аристотелю". хотя опять же - это для себя. детям - пох и на конфуция с лао-цзы и на платона с ницше.
chinz
Dec. 7th, 2010 06:18 am (UTC)
Я специально говорила даже о "продвинутых", которые и значение слова "Упанишады" знают. Ничего от этого не меняется.
teafi
Dec. 6th, 2010 06:02 pm (UTC)
"
- «Гоа давно стало Меккой для любителей легких наркотиков, облегченной версии восточной философии и музыки транс…» - с удивлением прочитал профессор. – Вы когда-нибудь проявляли интерес к подобным вещам?

- Разве что в области философии немного. Том долго жил на востоке. "

© Valley, "У профессора Дамблдора есть план"
chinz
Dec. 7th, 2010 06:19 am (UTC)
Неплохой текст, как-то раньше мне не попадался. Спасибо.
(no subject) - teafi - Dec. 7th, 2010 10:48 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 96 comments — Leave a comment )

Profile

Великий Спаниель
chinz
Кит

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala